Не смотря на то, что в распоряжении наших предков были только простые инструменты, и не было разнообразия красок, среди найденных при раскопках рисунков нет двух совсем одинаковых. Более того, разные народы вносили свои особенности в технику рисования и в сами рисунки. Некоторые особенности оказались настолько индивидуальными, что только по виду рисунка или только по технике исполнения можно безошибочно определить, где и примерно когда был сделан рисунок.
Раскопки показывают, что татуировка была распространена в Европе и Азии, в Северной и Южной Америке, в Океании. Особо сильное значение искусство рисования на теле имело у племен Индонезии и Полинезии. Все стороны их жизни так или иначе обозначались или были зависимы от татуировок. Все части их тел были изрисованы знаками и узорами, каждый из которых что-то означал.
Путешественник Николо Миклухо-Маклай в 19 веке увидел и зарисовал с жителей Австралии, Новой Гвинеи и Индонезии большое количество татуировок, а также сделал пометки, которые сейчас позволяют нам судить о культуре народов того времени. Если судить по этим записям, то можно сказать, что в Южной Америке племена индейцев вплоть до 20 века иногда использовали подкожную татуировку. В трудах ученого говорится, что традиционно мастером наколки была старая женщина, она рисовала углём желаемый рисунок, корректировала его, после чего накалывала его иголкой какого-либо колючего растения.
Племена Маори из Новой Зеландии носили татуировки на лицах в виде масок. Эти узоры служили показателем социального положения, а также являлись постоянной боевой раскраской. После смерти такая маска давала владельцу некоторые привилегии, его голова считалась реликвией племени. Их рисунки были индивидуальны настолько, что использовались в качестве личного идентификатора человека, а позднее рисунок своей маски использовали в качестве подписи.
У многих народов татуировка связана с различными обрядами перехода, например, из юношей в мужчины и из нашего мира в загробный. Например, на острове Борнео племена Диак татуировались в темные цвета и оттенки, поскольку верили, что после смерти всё приобретает свойства, противоположные земным. Считалось, что татуировки станут светлыми и помогут своим обладателям добраться до местного рая.
В Японии ещё совсем не много времени назад татуировки могли носить лишь мастера, достигшие в своём единоборстве немалых высот, это считалось не менее престижным, чем звание самурая. А вот в конце 18 века местные пожарные взяли на вооружение татуировку и разрисовывали бОльшую часть своего тела, при этом трудились они без одежды, поэтому рисунок на теле создавал видимость своеобразной униформы.
Татуировка обрела отдельное направление под названием «художественная» благодаря жителям островов Хоккайдо, Хонсю и Сикоку. Они стали наносить объёмные рисунки, иллюстрирующие древние легенды.
Сейчас в Японии татуировка не приветствуется. Причины как и в остальных странах, не пугают многообразием: считается, что это отличительный признак нарушителей закона.
Благодаря трудам Руденко, можно сказать, что азиатские эскимосы очень чтили традицию разукрашивать свое тело рисунками, которая сейчас уже потеряла свою значимость. Помимо того, что узорчатая татуировка на теле означала половую зрелость, простые рисунки, состоящие из прямых линий, часто наносили на больные органы. Это должно было ускорить выздоровление.
Но не во все времена и не у всех народов татуировка была призвана продлить жизнь. В племени тино, в Бразилии, сделанная на груди татуировка была призвана убить её обладателя в ближайшем будущем. Такие «смертельные» метки с пожеланием скорейшей смерти делали провинившимся членам племени.
Татуировкам приписывался самый разнообразный смысл: они охраняли от болезней и от чужого гнева, помогали при охоте и во время войн. У арабов, например, считалось, что цитата из Корана, наколотая на коже защитит человека от всех бед.
Зарождаясь в недрах каждого племени, каждого народа татуировка вбирала в себя неповторимый дух и непередаваемое очарование каждой эпохи и каждого уголка на Земле. Она росла, не раз меняла направление своего развития. И уже в 20 веке превратилась в интернациональное искусство, вобрав в себя все лучшее, что смогли придумать за тысячи лет.