Клеймение преступников началось по инициативе государственных органов много лет назад. Тавро — отличительный знак, как правило, наносилось на лицо (у женщин — на грудь или плечо) и мало чем походило на образец искусства. На лбу, например, российского каторжанина выжигался знак, напоминавший слово «кат». Потом уголовный мир с целью распознавания «своих» и их «заслуг» сам стал метить своих членов, чем сильно помог сыскным органам.
В начале XX века татуировки получили распространение на Сахалине, в Петрограде, Москве, но в основном среди воров. Нательный рисунок содержал скрытый смысл и указывал на конкретную преступную «специализацию» его хозяина. Это помогало ему быстрее установить контакт с вором своей «масти». Формирование нательной символики в России длилось почти полвека, и к 50-м годам XX века преступный мир уже имел свои законы татуировки. Тогда же «узаконилось» право на ношение конкретной татуировки согласно статусу в тюремно-лагерной системе. Кожа тела зэка превратилась в его личное дело, доступное далеко не каждому. Неспособность доказать достоверность символики, правдивость нательной информации вызывала наказание ее носителя. За «имитацией» лагерного авторитета следовала смерть. Блатари защищали свои наколки от подделок, придумывая новые символы, не приметные, но обязательные детали рисунка. При всем том лагерная «живопись» не была явлением устоявшимся и прекратившим свое развитие. Заключенные с удовольствием наносили на себя репродукции картин и фотографий, напоминания о мести, благодарили страну и вождей… Но существовали символы, за которые их владелец обязан был отвечать. Особенно блатари ненавидели приблатненных — тех, кто старается подражать или выдает себя за вора.
Тюремные татуировки — своеобразная визитная карточка, паспорт, удостоверение личности, подтверждающее, кто есть кто. В преступной среде выделяются три класса (типа) татуировок:
«Регалки» (регалия — знак отличия) обычно наносятся (обязательно специалистом-художником) «элите» преступного мира с помощью современных инструментов и дефицитных красящих веществ (заграничной туши, красителей и т. п.). Они отличаются высоким качеством рисунка и соответствуют статусу личности и нормам воровской жизни;
«Портачки» (портачить — портить) — как правило, самоделки, изготовленные кустарно (в «понятиях» преступной среды) с помощью подручных средств и инструментов в нарушение «воровской этики». Их отличают примитивность рисунков и несоответствие их содержания положению личности в уголовной среде. Такие татуировки подлежат ликвидации, зачастую вместе с их хозяином;
«Нахалки» (или позорные) — татуировки, нанесенные преступнику принудительно (нахально) либо под угрозой применения силы. Они играют роль позорного клейма и наносятся за какие-либо провинности, отход от «воровского закона», а также лицам «низшего сословия» преступного мира.
Значение татуировок
«Кот» — символ удачи и осторожности; легко входит в доверие к людям. Любимый символ лиц, принадлежащих к воровской «элите». Его широко используют несовершеннолетние. Его обладатель склонен к разбоям, грабежам, кражам. Наносится на предплечье с обязательными атрибутами — бантом, шляпой. «Кот» — «Коренной Обитатель Тюрьмы».
«Бакланка» — одна из любимейших несовершеннолетними татуировок. (Означает: осужден по ст. 206, ч. 3 УК РФ, за злостное хулиганство.)
Символы «зоны» и символы свободы
Пять точек — отбывал наказание в виде лишения свободы. Расшифровка — «по бокам четыре вышки, посередине — я».