После долгого изгнания татуировка заявила о себе в 1691 году, и помог ей в этом Уильям Дампьер, который, путешествуя по южным морям, нашел и привёз с собой «Разрисованного принца». Гиоло, так звали туземца, слухи о котором быстро дошли даже до английской королевской семьи, был покрыт рисунками, словно картина, что было, несомненно, в диковинку в лишенной татуировки Европе. «Разрисованный принц» попал на приём к английскому королевскому двору, но вот быть показанным всей Европе ему не довелось: он умер от оспы вскоре после этого легендарного приёма.
В следующий раз о татуировке серьёзно вспомнили, когда появился новозеландский вождь Хонги. Он весь был покрыт узором традиционного орнамента «моко», состоящего из причудливого сплетения прямых и спиралевидных линий, а также рельефных бугорков и ложбинок, которые также складывались в узоры.
Возрождение татуировки в Европе началось почти через 100 лет после появления «Разрисованного принца», в 1771 году, благодаря ещё не съеденному капитану Куку. Он из своего первого плавания к берегам Австралии привёз «Великого Омаи», старательно разукрашенного своими соплеменниками. Это оказалось существенным толчком к тому, чтобы значительная часть англичан повально увлеклись татуировкой. Знать не рискнула сразу пристраститься к модному увлечению, но вскоре, после моряков и простых граждан, многие перебороли свои предрассудки и сделали себе долгожданную татуировку.
Именно Кук подарил миру само слово татуировка, произошедшее от таитянского слова «tattoo», означающего «рисунок».
Интересно, что следующему шагу на пути развития искусства татуировки, косвенно помогло христианство и мусульманство. Не смотря на то, что обе религии очень отрицательно относились к татуировке, получилось так, что паломники именно этих религий поспособствовали развитию этого искусства. Вернувшись домой, паломник должен был показать татуировку, сделанную Коптскими священниками, — единственное безоговорочное доказательство того, что он посетил Святую Землю. Татуировки были разными, большинство представляли собой просто кресты, но были и рисунки в виде Иисуса и Святого Петра. Рисунки хранили на дощечках из дерева. Процесс татуирования был очень болезненным, но на него соглашались, поскольку он являлся единственным неоспоримым доказательством посещения Святой Земли.
Позднее многие ремесленники во Франции и Германии ставили себе на руки знаки своих цехов. Например, мясники изображали на своей руке два топора и бычью голову сверху.
Новое назначение получает татуировка в эпоху Крестовых походов. Рыцари делали татуировки в виде креста на лбу или на руке. Здесь играло роль практическое применение такой наколки: рыцарь уже не мог поменять веру.
После этого инквизиция объявила татуировку издевательством и…взяла себе на вооружение. И до середины 17 века наколки стали исключительной привилегией уголовных преступников, которым инквизиция их и «рисовала». Далее татуированию подвергались и менее опасные личности: карманные воры, проститутки, карточные мошенники.
Наказание путём нанесения татуировки было распространено в европейских государствах примерно до 17 века. Помимо наказания, рисунок на теле должен был идентифицировать преступников.
В конце 17 века традиция нанесения татуировки за какую-либо провинность осталась только в армии для поддержания дисциплины. Наказанию подвергались дезертиры, а позже — солдаты, серьёзно провинившиеся во время службы.
В период позднего средневековья вместе с множеством других способов причинить боль, татуировка стала пыткой.